«Zhumacase 64».
«В реформах главное не кто первым высказал идею, а кто первым начал действовать».
***
Могу уверенно утверждать – прошли лучшие времена для модели казахстанской экономики, основанной на извлечении и перераспределении природной ренты, которая поступает от недропользователей. Известно, что наше государство процветало от поступлений в национальный фонд и бюджет части доходов компаний (большей частью иностранных), которые не только сами богатели за счет добычи и экспорта из Казахстана сырьевых ресурсов или продуктов их первичного передела, но и делились с нашим правительством. Также известно, что кое-что перепадало и тем, кто был во власти, многие из которых сказочно разбогатели.
С первой декады марта текущего года и по сей день для нашего государства звучит колокольный набат. К сожалению, этот набат заглушает другой – пандемия коронавируса, охватившая всю планету. Со временем пандемия пройдет и, вероятно, повторится не скоро, по крайней мере не при жизни тех, кто его переживет. Но об экономическом кризисе этого не скажешь. Он будет повторяться регулярно, что пока является закономерностью глобальной экономики.
Если писать кратко о нынешнем глобальном экономическим кризисе, то надо сказать, что он был на подходе, в том числе из-за коронавируса в Китае. Ускорил кризис резкое и глубокое снижение цены на сырую нефть, которое случилось 9-го марта. Надо подчеркнуть, что это произошло в результате провальной российской внешнеэкономической стратегии на мировом нефтяном рынке. Россия сама объявила и втянулась в серьезную и затяжную торговую войну с крупнейшими нефтедобывающими странами. Сложно прогнозировать исход этой торговой войны, но первые бои Россия проиграла и теперь отступает по ряду фронтов, прежде всего на китайском и индийском. Аналитики прогнозируют потерю значительной части европейского рынка. Разумеется, в полной мере обвал цен на сырую нефть ощутила на себе казахстанская экономика, соответственно, и наш народ.
Конечно, надо продолжать экспортировать нефть, газ, руды и концентраты, сырые металлы и другие продукты, подаренные нам природой. Естественно, правительство будет получать от компаний недропользователей налог на добычу полезных ископаемых, корпоративный подоходный налог, экспортные таможенные пошлины и другие обязательные платежи. Но эти доходы весьма нестабильны, зависят от цен на сырьевые товары на мировых рынках и, вероятно, их объемы в недалеком будущем сократятся значительно.
Не уверен, что нынешняя власть решится на серьезные экономические шаги, которые потребуют предварительных политических шагов. Ведь придется отказаться от не верного тезиса: «сначала экономика, а потом политика». Как показывает история европейских стран и Китая имеет место иная последовательность развития: культура – социальная сфера – политика – экономика. Экономика чувствительна ко всем предыдущим факторам.
Попробую очень кратко обосновать почему сначала политика, а потом экономика (более подробно в книге «Модель адаптивной экономики» http://mssi.kz/2019/10/09/).
Ясно, что субъекты экономики (включая предпринимателей и потребителей) функционируют в рамках норм и правил, которые принято называть экономическими институтами. В структуру институтов входят также организации, актуализирующие эти нормы и правила. Говоря просто, законы, а также министерства, которые применяют эти законы – совместно называются экономическими институтами. Поскольку и законы, и министерства формирует государство, а оно воплощает в себе политику, то политика определяет развитие экономики. Это весьма упрощенное, но достаточно верное объяснение тезиса, утверждающего что сначала надо навести порядок в законах и министерствах, чтобы потом успешно модернизировать экономику. Все логично: законы и организации должны создавать благоприятные условия для развития мало-го и среднего предпринимательства, стимулировать конкуренцию и т.д.
Ключевым элементом в модели казахстанской экономики остается сырьевой сектор промышленности, точнее крупные компании недропользователи, которые в большинстве своем представлены иностранными компаниями. Но это не критично. Критично то, как эффективно и в интересах общества экономические институты регулируют деятельность недропользователей, справедливо ли перераспределяют природную ренту, насколько строго осуществляют контроль за внутрифирменными трансграничными денежными потоками, как жестко определяют трансфертное ценообразование, принципиально ли защищают интересы работников и т.д. Именно экономические институты способны смягчить влияние внешних шоков на предпринимательство, обеспечить конкурентоспособность экономики, но самое главное - повысить адаптивность предпринимательства к изменившимся условиям.
Хочу отдельно остановиться на этом - одном из важнейших свойств предпринимательства – адаптивности к непредвиденным изменениям внешних и внутренних условий деятельности. Сразу подчеркну, что от адаптивности предпринимательства зависит адаптивность экономики.
Сегодня предпринимательство пытается осуществлять свою деятельность в условиях экономического кризиса, чрезвычайно девальвировавшего курса национальной валюты, разрывающихся технологических связей и других рыночных осложнений, значительно усугубленных пандемией коронавируса. Все случилось неожиданно, и по сути, является шоковым эффектом. Итак, существенно изменились условия, к которым предпринимателям приходится срочно приспосабливаться, чтобы выжить. Развитые страны отличаются от большинства развивающихся тем, что их предпринимательство, соответственно, экономика к любым кризисам адаптируются достаточно быстро. У нас все иначе. Отечественный крупный бизнес не адаптивный, потому что привык безропотно ждать восстановления рыночной конъюнктуры или просить у государства помощи; сказанное относится, прежде всего, к олигархам.
По своей природе является адаптивным малое и среднее предпринимательство, но они не способны повлиять на состояние всей экономики. Но их доля и в структуре ВВП, и в структуре занятости незначительна. Иными словами, казахстанское малое и среднее предпринимательство не способно изменить экономический климат. Поэтому для того, чтобы экономика была адаптивной, необходимо и достаточно чтобы:
- во-первых, доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП превышала определенный пороговый уровень;
- во-вторых, крупные компании были диверсифицированными, как по продукции, так и по рынкам сбыта.
Не менее важно, чтобы об этом знали те, кто формирует промышленную политику и стратегию развития экономики в целом.
Итак, подходим к заключительным выводам. Все те проблемы, которые переживает национальная экономика – созданы неэффективными экономическими институтами, соответственно, для преодоления проблем требуется ре-формирование институтов. Как уже отмечалось, в формировании экономических институтов ключевую роль играет государство, точнее убеждения политической элиты, которая находится у власти. Поэтому принципы, лежащие в основании экономических институтов, будут во многом отражать экономические интересы политической элиты, в том числе их интересы в сфере недропользования. А это означает, что государство должно поменять свои убеждения государство, а обсуждение этого шага неминуемо приведет к еще более радикальным выводам. На эту тему порассуждаю позже.
***
Приветствуются конструктивная критика, дополнения и предложения.
Особая благодарность за комментарии и перепосты.
22.03.2020. ... See more