Продолжение разбора проекта Нового экономического курса. Предыдущий пост: https://www.facebook.com/meiram.kazhyken/posts/3447928588567399
***
Приступаю к разбору подраздела «Развитие инклюзивного предпринимательства».
Начну с совета авторам дать строгое, но ясное определение инклюзивного предпринимательства. Иначе можно уйти «не в ту степь»!
Заслуживает внимания пункт, который декларирует, что «будет законодательно закреплено понятие «социальное» и «молодежное» предпринимательство». Но мало законодательного закрепления понятий. Они должны получить полноценное правовое регулирование, то есть права и ответственность сторон, санкции, стимулы, требования и ограничения. Вопрос: каким нормативным правовым актом они будут легитимированы?
Последующие 4 пункта бессмысленны. Читайте сами.
НЭК: «Предусматривается обеспечение льготного доступа к производственным площадям и помещениям для создания (развития) производственных и инновационных компаний». К чьим производственным площадям и помещениям обещают обеспечить льготный доступ? К государственным? К частным без согласия собственника?
НЭК: «Расширится участие субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, в том числе в сфере высоких технологий и агропромышленного производства, с применением механизмов ГЧП». Вероятно, это куплет из другой песни. Напомню – раздел называется «Развитие инклюзивного предпринимательства». Можно с оговорками согласиться, если будет хоть как-то показана инклюзивность предпринимательства.
НЭК: «Для содействия в трудоустройстве и предпринимательстве будет оказана поддержка бизнес проектам лиц с инвалидностью по программе «scale up», а также по трудоустройству лиц с инвалидностью на руководящие должности». Смущает вторая часть: трудоустройство лиц с инвалидностью на руководящие должности. Каким образом можно реализовать данную идею без согласия собственника компании? Ведь в разделе речь идет о частном предпринимательстве!
НЭК: «Ограничится участие крупных и средних компаний в государственных закупках, не выполняющих квоту по трудоустройству или по оплате компенсаций в специальный фонд». Без комментариев. Пусть юристы дадут оценку этому пункту.
Вот и все, что смогли придумать авторы для развития «инклюзивного предпринимательства», природа которого осталась неясной.
***
Теперь разберу подраздел «Создание условий для развития конкуренции и устранение препятствий, возникающих при организации и осуществлении предпринимательской деятельности».
Считаю важным целиком процитировать первый пункт, который содержит 6 подпунктов. Это важно для получения представления о том, как министерство экономии понимает свою роль в развитии конкуренции и устранении препятствий. Итак, начало цитаты: «В целях создания условий для развития конкуренции и устранения препятствий для развития бизнеса законодательно будут закреплены:
1) проведение расчётов всех выгод и издержек для принятия эффективных решений посредством усиления оценки фактического воздействия регулирования, реестр излишних требований с точными сроками пересмотра, популяризация АРВ в порядке альтернативы;
2) упрощение форм отчётности, снижение временных, финансовых издержек бизнеса, исключение дублирующих отчётностей, внедрение принципа «one in – two out», улучшение и расширение обмена данными между государственными органами;
3) автоматизация системы оценки рисков при планировании проверок. Централизация сведений обо всех объектах проверок и автоматизация всех стадий проверок позволит сформировать рейтинг безопасности предпринимателей, который будет доступен в «онлайн» режиме, как для предпринимателей, так и для гражданского сообщества;
4) снижение общего количества проверок за счёт активизации саморегулирования бизнеса;
5) сокращение предразрешительных или сопутствующих процедур при открытии и ведении бизнеса;
6) повышение эффективности деятельности органов контроля и надзора. Пересмотр системы управления рисков для сокращения требований, предъявляемых к субъектам бизнеса». Конец цитаты.
Бессмысленно анализировать то, что не имеет отношения к подразделу. Возможно, они взяты из каких-то директив министерства экономики, но в данном разделе они, мягко говоря, бесполезны.
НЭК: «Будут приняты соответствующие правила равного доступа к инфраструктуре в железнодорожной сфере, в области связи, аэропортов, агропромышленного комплекса». Пора бы знать министерству экономику, что равный и свободный доступ к рынкам, в том числе к инфраструктуре (тоже рынок), есть незыблемый принцип рыночной экономики. Равный доступ слегка регулируется, но в соответствии с определенными потребностями отдельных категорий субъектов предпринимательства.
НЭК: «В рамках улучшения конкуренции продолжится развитие биржевой торговли путём увеличения доли товаров, реализуемых на биржевых торгах». Без комментариев.
Следующие пункты имеют косвенное, да и то весьма отдаленное отношение к развитию конкуренции, поскольку направлены на регулирование предложения на рынке ресурсов и факторов производства. НЭК: «Внедрение механизма совместного использования ограниченных ресурсов «Sharing» (земельные участки, радиочастотный спектр) закрепит принцип «Sharing economy», призванного изменить систему потребления товаров («коллаборативное потребление»). В качестве альтернативной меры будет проработан вопрос принудительного изъятия ресурсов (земельные участки) для введения их в повторный оборот с консультациями по всем возникающим вопросам».
НЭК: «На специальном интернет-портале предполагается запуск платформы «Казахстан без тени» – открытого канала общественного контроля, где общественность сможет заявлять о незаконной предпринимательской деятельности». Не стоит на это тратить государственные ресурсы. В социальных сетях достаточно страничек, на которых ежедневно освещаются факты не только незаконной предпринимательской деятельности, но и незаконного давления на предпринимателей. Есть десятки сайтов общественных объединений предпринимателей, которые по своему функционалу обязаны выявлять и обнародовать подобные случаи, а при необходимости доводить до суда.
НЭК: «Будут проводиться системные акции, позволяющие предпринимателям выйти из теневого оборота, легализовать свою деятельность». Во-первых, слово «позволяющих» не подходит по смыслу. Во-вторых, каким боком этот пункт встраивается в комплекс мер по развитию конкуренции? Ведь речь идет о банальной легализации нелегального бизнеса, точнее нелегального капитала. Если и говорить о теневом обороте, то прежде всего, на свет надо выводить крупных «дельцов» - олигархов. На их фоне теневые обороты МСП всего лишь «пыль на столе».
НЭК: «Для добросовестных предпринимателей в сфере торговли предусматриваются акции по поощрению и стимулированию (к примеру, условная налоговая скидка или подарочные сертификаты, или отличительные значки)». Я ничего не понял. Мне стыдно! Если вы увидели глубокий смысл, прошу написать под моим постом.
НЭК: «В целях развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (управляющие/сервисные компании) будут сформированы правовые механизмы смены поставщиков услуг». Предположим, можно повлиять на вывоз мусора и обслуживание лифтов. А еще какие услуги подпадают под инновационные правовые механизмы смены поставщиков услуг? Стоит ли об этом писать в проекте Нового экономического курса? Сомневаюсь.
НЭК: «Для потребителей будут созданы условия, стимулирующие их к поиску более подходящих сделок (онлайн сравнительные ресурсы и приложения по ценам, качеству услуг)». Это совершенно не поддается осмыслению. Неужели правительство искренне намеревается стимулировать потребителей искать более подходящие сделки? Если реальность такова, то что такое казахстанское предпринимательство? Или министерство экономики обитает в параллельной Вселенной?
Теперь вы имеете представление о тех мерах, которые планирует предпринять правительство после пандемии коронавируса и в условиях острейшего экономического кризиса, чтобы создать условия для развития конкуренции и устранить препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Я бы своим студентам поставил «неуд» за такое эссе. Похоже, что авторы очень устали от непосильной работы.
Буду благодарен за конструктивную критику, замечания и дополнения. Особое спасибо за предложения в проект альтернативного Нового экономического курса.
13.04.2020. ... See more